Nivea теряет родственников
Германская Beiersdorf уверена, что разгадала секрет успешного маркетинга. Придя к выводу, что "лучше меньше, но лучше", компания по производству косметики решила, что отныне сосредоточит усилия только на ведущих брэндах.
Beiersdorf сокращает портфель брэндов
Германская Beiersdorf уверена, что разгадала секрет успешного маркетинга. Придя к выводу, что "лучше меньше, но лучше", компания по производству косметики решила, что отныне сосредоточит усилия только на ведущих брэндах.
Beiersdorf не одинока. В течение последних трех лет занимается распродажей своих наименее успешных брэндов Unilever. Не так давно портфель этой компании насчитывал 1600 наименований. Сейчас их число сократилось до 750, а в скором будущем компания надеется сосредоточиться всего на 400 основных линиях своей продукции.
Между тем Beiersdorf исповедует более тонкий подход и концентрирует усилия на 10 лучших брэндах, к числу которых относятся такие, как Futuro, Eucerin и Nivea.
Брэнд Nivea родился в 1911 г., когда на рынке появился крем, название которого происходит от латинского nivius - снежно-белый. Теперь Nivea станет, судя по всему, одной из основных точек приложения маркетинговых усилий Beiersdorf. Сегодня линия Nivea включает в себя средства для загара и защиты от солнца, средства по уходу за лицом и волосами, кремы и гели для бритья и т. д. В прошлом году продажи этого брэнда составили 2,62 млрд евро (2,96 млрд долл.) - более половины совокупных продаж компании.
Нечто подобное проделывает сейчас Unilever, концентрируя усилия в том числе на звездном брэнде Dove. За один только 2002 г. продажи линии Dove выросли на 25% и составили около 2 млрд евро (2,26 млрд долл.). Средства от продажи сотен менее успешных брэндов эта компания вложила в разработку и маркетинг наиболее доходных.
Идеология Unilever полностью соответствует принципу одного из гуру брэндинга - Дэвида Акера: "Если брэнд занимает не первое и не второе места, его продают".
Надо полагать, концентрация усилий поможет оптимизировать расходы на рекламу. В прошлом году рекламный бюджет Beiersdorf составил около 1,3 млрд евро (1,5 млрд долл.). Для сравнения, Unilever потратила на маркетинг своей продукции 7,3 млрд евро (8,2 млрд долл.) , а реклама 250 брэндов Procter & Gamble обошлась этой компании в 3,77 млрд евро (4,27 млрд долл.).
"Сосредоточившись всего на 10 брэндах, можно добиться хорошего роста, - утверждает генеральный директор Beiersdorf Рольф Кюниш, бывший член руководства Procter & Gamble. - Когда этих брэндов 400, теоретически управлять ими можно, но на практике это очень проблематично".
Компания Henkel, которой среди прочих принадлежит брэнд стирального порошка Persil, придерживается иных принципов брэндинга. В последние 12 месяцев компания увеличивает свою долю в уже существующих дочерних компаниях и скупает новые брэнды в Алжире, Иране, Сербии и Гватемале. На сегодняшний день в ее портфеле насчитывается 700 марок разнообразной продукции.
Henkel стремится закрепить свой имидж и с этой целью намерена переименовать 50 принадлежащих ей дочерних компаний, приставив к их названию собственное имя. Например, на рынке возникнут Henkel Loctite, Henkel ENAD, и тогда потребители будут твердо знать, кому эти брэнды принадлежат.
Аналитик J.P. Morgan Саймон Келлер считает, что курс на диверсификацию помешает Henkel добиться на рынке косметики и средств по уходу за волосами тех же показателей роста, что наблюдаются у L'Oreal SA или Beiersdorf.
Хотя, впрочем, на долю косметики и средств гигиены в структуре прибыли Henkel приходится лишь 22%. Оставшаяся часть обеспечивается за счет продаж таких продуктов, как клеящие материалы и бытовая химия, в частности порошок Persil. На рынке косметики эта компания в числе отстающих.
В этом-то и кроется проблема Henkel. Сегодня одно из основных условий роста - лидирующие позиции на рынке. "Можно обеспечить львиную долю прибыли компании за счет одного или двух брэндов, - считает аналитик UBS Кирога Тьеле. - Однако пробиваться наверх становится все труднее".