Рынок: Парфюмерию - в массы!
Еще до недавнего времени ассортимент парфюмерии в крупных розничных сетях состоял только из продукции элитных марок.
К слову, зачастую эту самую продукцию было практически невозможно найти за пределами этих сетей и специализированных бутиков. Это связано с тем, что для розничных продаж элитной парфюмерии были необходимы специально оборудованные торговые площади и высокий уровень сервиса. Однако в последнее время в магазинах организованной торговли стало появляться все больше марок парфюмерии масс-маркет.
То, что происходит сегодня на парфюмерном рынке, можно назвать "вторым открытием" масс-маркета. "Первое" произошло в начале 90-х, когда торговля парфюмерией у нас в стране только зарождалась и наибольшее распространение получили именно масс-марки. Это связано с тем, что мировая система распространения "элитки" ориентирована на мощную сетевую розницу, которой в то время просто не было, а парфюмерия масс-маркет
вполне подходила для рыночной и лоточной торговли, которая тогда процветала. Уже в то время рынок парфюмерии масс-маркет достиг насыщения, о чем косвенно свидетельствуют изменения дистрибуторских условий крупнейших импортеров масс-маркета в 2000-2001 годах. Акцент был смещен от оборота к ассортименту, что говорит о начинавшихся сложностях со сбытом.
В настоящее время наблюдается перетекание оборотов торговли парфюмерии масс-маркет из мелких магазинов и рынков в сетевую розницу. Кроме того, открывают даже специализированные магазины, в которых представлена только парфюмерия и косметика средней ценовой категории. К таким будет относиться, например, магазин "Мелодия", который откроется
в конце этого года в Москве. Его площадь будет составлять 1390 кв. м, а ассортимент будет почти на половину состоять из массовых брэндов.
По оценкам специалистов, наиболее высокими темпами растет доля продукции масс-маркет в региональных магазинах розничных сетей. Например, один из крупнейших оптовых поставщиков, компания "ВК", запускает розничную сеть магазинов парфюмерии масс-маркет с характерным названием "Парфюмаркет". В планах компании - открыть несколько сотен магазинов по всей стране. Дело в том, что если в Москве элитную
парфюмерию покупают 4-5% населения, то в регионах этот показатель снижается до 1-2%. При этом доля потребителей продукции масс-маркет существенно выше, чем в Москве.
Конкуренция на рынке массовой парфюмерии и косметики очень жесткая. Крупным розничным сетям приходится "отбивать" клиентов у мелких магазинов, которые часто находятся ближе к покупателям. Но у специализированных магазинов есть дополнительные способы привлечения. Это могут быть сезонные скидки или подарки, а также дополнительные
услуги - подарочные наборы или возможность упаковать приобретенный товар. В мелкой торговле эти методы неэффективны.
Что же касается "элитки", то сейчас этот рынок растет гораздо большими темпами, чем рынок продукции масс-маркет. Причем рост затронул как оптовый, так и розничный сектор. К примеру, компания "Камео" за год утроила оборот этой продукции.