Косметика оптом

Интернет магазин

Женские сайты

Версия для PDA

Разделы Портала:
Аналитика рынка Аналитика рынка
Каталог новинок Каталог новинок
Новости Компании Новости Компании
Новости, события Новости, события
- о косметике..
- о парфюмерии
- упаковки и косметички
Обзоры сайтов Обзоры сайтов
Оптовым клиентам Оптовым клиентам
Реклама на сайте Косметика Оптом Реклама на сайте Косметика Оптом
Юридическая консультация Юридическая консультация



>косметика оптом

Японские компании на российском рынке косметики

Анализ российского рынка импортной парфюмерно-косметической продукции свидетельствует, что доля представленных на нем товаров японского производства до обидного мала.

Анализ российского рынка импортной парфюмерно-косметической продукции свидетельствует, что доля представленных на нем товаров японского производства до обидного мала. А ведь речь идет о стране, где насчитывается около двух тысяч фирм подобного профиля, а внутренний объем парфюмерно-косметического рынка только за 2000 год равнялся 16,6 млрд. долларов. В то время как западные парфюмерно-косметические компании уже давно осваивают российский рынок, их японские коллеги заняли выжидательную позицию.

По данным "Ассоциации японцев в России" (общественной организации при посольстве Японии, объединяющей граждан Японии, которые живут и работают в России), сейчас на территории нашей страны зарегистрировано около 110 представительств японских фирм. Большинство из них имеют головные офисы в Москве. Пятнадцать представительств обеспечивают деятельность средств массовой информации, пять - финансовых учреждений. Остальные - это представительства торговых компаний, филиалы фирм, занятых производством автомобилей и электроники. Увы, в этом списке нет ни одной косметической компании. А среди торгово-консультационных фирм только одна занимается продвижением подобной продукции.

Вместе с тем, в последнее время декоративная косметика, парфюмерия, средства по уходу за кожей с логотипами японских производителей все чаще появляются на прилавках российских магазинов, и не только в Москве. При этом покупательский спрос на косметическую продукцию из Страны Восходящего Солнца (несмотря на практически полное отсутствие рекламы) постоянно растет. "В последнее время мы вынуждены расширять присутствие японских товаров в своих магазинах, - отмечает управляющая одного из крупнейших в Москве торговых центров парфюмерии и косметики. - В России существует такой запас кредита доверия к японскому качеству, что любая этикетка мыла на японском языке действует на потребителя эффективней любой рекламы".

В чем тут дело? Каким образом при практически полном отсутствии целенаправленных усилий японских компаний по продвижению своих товаров на российский рынок, косметика, произведенная в этой стране, хорошо знакома нашему покупателю и востребована им? Серьезных исследований, дающих ответ на этот вопрос, чрезвычайно мало. Однако, учитывая растущий интерес к косметике с надписью "Made in Japan" и потенциальные возможности этой группы товара, задуматься над подобной проблемой следовало бы уже давно.

Чтобы проанализировать состояние этого сегмента рынка, необходимо привлечь данные, по крайней мере, работающих на нем крупных дилеров. А это сегодня почти невозможно, поскольку лишь немногие из таких фирм открыто стремятся заявить о себе. Тем не менее, некоторые тенденции определить можно уже сейчас. Какими же путями косметика японских фирм попадает в Россию? Все японские косметические товары на местном рынке можно разделить на пять категорий.

1. Косметика и средства по уходу за кожей, разработанная и произведенная непосредственно в Японии и поступающая в Россию при наличии прямого договора с компанией-производителем, таможенных и лицензионных документов соответствующих органов Российской Федерации.

Прямо скажем, эта категория представлена парой-тройкой имен - погоды на рынке японской косметики в России она не делает. Как правило, к этой категории относятся престижные, но мало известные в России марки, позиционирующие себя как "фирмы, выпускающие средства для профессионалов", работа с которыми требует определенной подготовки. Не удивительно, что развитием подобных марок занимаются в основном элитные салоны красоты, стремящиеся не столько к высоким продажам, сколько к безупречному качеству обслуживания и эксклюзивности представленных товаров. Именно такие салоны являются сегодня идеальными партнерами для большинства японских компаний на российском рынке. Во-первых, они сами заинтересованы в жестком контроле за легальностью продаж. Во-вторых, они готовы тратить время и средства на обучение персонала. К числу наиболее успешных проектов подобного рода можно отнести формы продвижения в России декоративной косметики Shu Uemura и средств по уходу за кожей Hinoki.

Несмотря на то, что доля японской косметики, попадающей на российский рынок напрямую от компаний-производителей по легальным каналам, пока еще весьма незначительна, такого рода контакты создают позитивные прецеденты, доказывают, что подобные "прозрачные" сделки имеют будущее. А это, конечно, не может не внушать оптимизма.

2. Косметика, поступающая в Россию через автономные европейские представительства японских компаний-производителей.

В этом случае (кстати, представляющем наиболее успешную и рентабельную модель в условиях России), косметическая продукция попадает в нашу страну через европейские представительства японских компаний. Такие представительства, как правило, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, получают от головной компании право на производство средств под ее маркой. Дочерние структуры занимаются и реализацией произведенной продукции в первую очередь на территории страны, где находится представительство, а также в странах данного региона. В этом случае, однако, велика вероятность, что товар под японской маркой сделают не на "родном" заводе в Японии, а на производственных мощностях в Европе. Состав и ассортимент подобной продукции часто заметно отличается от аналогичных линий, произведенных в Японии. Между тем, считается, что такой подход, с одной стороны, учитывает особенности местных рынков, а с другой - делает более удобным продвижение товара на рынок. Наиболее успешный пример такого рода деятельности демонстрирует марка Shiseido, которая благодаря грамотным действиям своего эксклюзивного представителя занимает, пожалуй, самое прочное положение на современном российском рынке и по "узнаваемости" марки, и по объемам продаж.

3. Косметика, поступающая в Россию через европейские торговые компании, размещающие заказы на разработку и производство товаров в Японии.

Существует схема ведения бизнеса, при которой крупные европейские компании, в основном французские, размещают заказ на производство косметической линии под оригинальным названием в Японии. Французский заказчик является при этом владельцем торговой марки, а японская компания выступает в роли разработчика и непосредственного производителя. Готовая косметическая продукция прежде всего начинает продаваться в стране, где находится ее заказчик, а оттуда распространяется по всему миру. Примером такой косметики может являться селективная марка Annayake, относительно недавно заявившая о себе в России. Разработка этой марки была заказана одной из французских торговых фирм японской компании Pola. Интересно, что развитие марки является прерогативой французского торгового дома: японский производитель отношения к последующей дистрибуции не имеет.

Эта схема работы во многом напоминает предыдущую. Разница лишь в том, что продукция действительно производится в самой Японии. В этом случае российский покупатель оказывается в выигрыше, поскольку имеет дело с гарантированным японским качеством и продуманной европейской торговой стратегией. Но пока на подобную продукцию приходится, пожалуй, самая незначительная доля российского рынка японской косметики.

4. Косметика, напрямую закупаемая российскими поставщиками у крупного оптового продавца в Японии.

Этим способом попадает в Россию большинство селективной японской косметики. Его следствие - явно завышенные цены на товар при часто неполном ассортименте. Не имея прямого контакта с производителем, российские закупщики вынуждены переплачивать крупным японским оптовикам, что неизбежно сказывается на конечной цене продуктов. До конца неясен вопрос лицензирования подобной продукции. Ведь полной информацией о составах средств, необходимых для лицензирования в России, располагают, как правило, лишь головные компании. Спорным является и использование при продвижении товара в России оригинальных рекламных материалов, например постеров с изображением японских моделей или актрис. По японскому законодательству правами на коммерческую передачу таких материалов располагают в Японии лишь головные компании. Таким образом, подобный способ организации торговли приводит не только к баснословному росту цен, но часто и отсутствию на русском языке полной информации о продукте. Примерами марок, попадающих в Россию именно таким образом, могут служить практически все престижные японские линии, от "родного", японского Shiseido и Kanebo до не очень известных у нас, но не менее популярных в Японии Kose, Kao, Pola или 727. Можно сказать, что сегодня это один из самых стремительно развивающихся каналов поставки японской косметики. Например, объемы продаж марки Shiseido, попадающие в Россию таким способом, вполне сравнимы с оборотами косметики Shiseido, поступающей из Франции.

5. Продукция японских производителей, попадающая на российский рынок через так называемые "стоки".

Несоответствующая последним тенденциям моды, просроченная или просто залежавшаяся на складах продукция, оседающая на крупных "перевалочных пунктах" в Гонконге или Дубаи, в конце концов находит своего покупателя в России. Через этот канал просачивается в Россию и часть продукции "селективного" рынка. К счастью, поскольку стандарты производства в Японии очень высоки, говорить о прямом ущербе для здоровья от использования этой продукции не приходится. Скорее, речь идет о значительном ущербе, который наносится доходам и имиджу японских компаний-производителей. В том, что этот канал активно работает, виновата, конечно, не только определенная пассивность в России японских компаний. Более правомерно рассматривать вопрос существования "серого" рынка японской косметики в контексте общих причин процветания "серого" рынка косметики в России. И пока эти причины не устранены, нелегальный канал поставок японской косметики в нашу страну приносит большие доходы.

Таким образом, несмотря на фактическое присутствие продукции лидеров японского косметического рынка в России, "золотое время" для них еще не наступило. Отсутствие у японских компаний спланированной стратегии работы на российском рынке приводит к тому, что их продукция представлена здесь бессистемно, а часто и полулегально. Пока в глазах японского бизнеса куда более привлекательным рынком для инвестиций остается Азиатский регион, в первую очередь Китай.

Вместе с тем, при благоприятном стечении обстоятельств уже в ближайшие два-три года ситуация может измениться. В России (на фоне стабильного спроса на японскую косметику) предпосылки для этого создаются общим повышением уровня ведения бизнеса, позитивными изменениями в таможенном и налоговом законодательстве. Со своей стороны, Япония переживает затяжной экономический кризис, приведший к падению продаж на внутреннем рынке. Это делает для японских компаний неизбежным поиск новых путей развития и заставляет их все внимательнее присматриваться к России. Кроме того, среди соседей Японии российский рынок (после китайского) обладает наибольшим потенциалом. Поэтому не исключено, что в недалеком будущем японские косметические компании начнут активно развивать свои отношения с Россией, и на нашем рынке появятся новые серьезные и сильные игроки.