Стабильная форма, активный характер
Витамины остаются наиболее динамично развивающимся сегментом рынка косметического сырья во всем мире. Если в 1998 году, по данным Еврокомиссии, объем их продаж для всех отраслей промышленности в европейской экономической зоне составлял приблизительно 703
Витамины остаются наиболее динамично развивающимся сегментом рынка косметического сырья во всем мире. Если в 1998 году, по данным Еврокомиссии, объем их продаж для всех отраслей промышленности в европейской экономической зоне составлял приблизительно 703 млн. долларов (в частности, витамина А – 131 млн. долларов, а Е – 219 млн. долларов), то по результатам 2002 года эта цифра должна составить порядка 800 млн. долларов. Так, один из ведущих игроков рынка – компания «БАСФ» ежегодно продает витамина А – 10–12 тыс. т, витамина Е – 6 тыс. т, витамина С в его стабильной форме (содиум аскорбил фосфата) – 3-4 тыс. т. А продажи компании «Рош» только на европейском рынке витаминов для косметики составляют около 180 млн. швейцарских франков в год. Одновременно с общим ростом объема выпуска витаминов их доля, потребляемая косметической промышленностью, также постоянно возрастает, достигая сегодня 10-15%. Такая динамика явилась результатом, с одной стороны, растущего интереса потребителей к новым продуктам, с другой – продолжающегося процесса старения населения планеты и, как следствие, желания людей приобретать продукцию, оказывающую защитное и омолаживающее действие. И витамины в этом вопросе играют едва ли не ведущую роль.
По мнению ряда специалистов, объем продаж российского рынка витаминов для косметики составляет порядка 1–1,5 млн. евро в год. Цены на витаминное сырье лежат в диапазоне от 10 до 150 евро за кг, но относительно невысокий уровень ввода этих веществ в косметические рецептуры (0,5–1,5%) позволяет широко использовать их даже при выпуске продуктов нижнего ценового уровня. Скажем, появившаяся три года назад стабильная форма витамина С стоит около 110–140 евро за кг, но многие российские фирмы, такие, например, как «Калина», «Свобода», «Невская косметика», «Техкон», Emansi, «Р-Косметика», покупают этот продукт и включают его в свои рецептуры.
В производстве косметики витамины стали использоваться сравнительно недавно – с 60-х годов прошлого века, однако активное распространение они получили лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. В России первой компанией, выпустившей средства по уходу за кожей с витаминами, была фабрика «Свобода». Сегодня же эти ингредиенты присутствуют в рецептурах косметических средств практических всех отечественных производителей. Более того, потребители при выборе косметики ставят витамины на первое место в списке активных компонентов.
Ведущими поставщиками витаминов для российской косметической промышленности являются два крупнейших мировых концерна – уже упоминавшиеся «Хоффманн-Ля Рош» и «БАСФ», которым в равных долях принадлежит около 60% рынка витаминов. Отечественные компании, специализировавшиеся в прошлом на выпуске этих ингредиентов, сегодня практически выбыли из игры. Поэтому витамины, используемые косметическими компаниями, имеют преимущественно иностранное происхождение.
Компания «Хоффманн-Ля Рош», известная также как «Рош», была основана в 1896 году в Базеле Фрицем Хоффманном. Сегодня она является одним из лидеров международного рынка здравоохранения, имея свои отделения более чем в 100 странах. Ежегодно в научные исследования и развитие инвестируется свыше 2 млрд. долларов. Интенсивные фундаментальные и прикладные исследования привели к первому в мире синтезу витамина С в 1934 г., витамина Е – в 1939 г., витамина А – в 1946 г., фолиевой кислоты – в 1987 г. К последним достижениям «Рош» относится выпуск каротиноида природного происхождения – лютеина и несинтезированного витамина Е.
Другой ведущий игрок – группа компаний «БАСФ». Эта одна из крупнейших международных химических корпораций была основана в 1865 г. в Людвигсхафене (Германия). В настоящее время фирма «БАСФ» значительно расширила границы деятельности и имеет производства в 39 странах, поддерживая деловые контакты с компаниями в более чем 170 государствах.
В конце прошлого года компания разработала новую технологию получения устойчивой формы чистого ретинола, который является базовым элементом средств по борьбе со старением. Ранее с ним работали только иностранные производители косметики, так как использование ретинола требовало специального оборудования. Этот витамин моментально разлагался при температуре свыше 300, при попадании кислорода и под воздействием солнечных лучей.
Кроме того, продукция с ретинолом могла расфасовываться только в алюминиевые тубы небольшого объема, что также ограничивало сферу его применения. «БАСФ» предложил на рынке ноу-хау – 5%-й раствор чистого ретинола в триглицеридах каприловой кислоты, в который введены стабильные формы витаминов С и Е, являющихся антиоксидантами. Данное открытие должно стать революцией в промышленности и открыть российским производителям доступ к витамину. Кроме того, это обеспечит БАСФ некоторое преимущество на рынке.
«Серое» сырье
Впрочем, в России свои правила игры, и понятие «серого» рынка для сырьевых компаний известно не понаслышке. Стоило фирме «БАСФ» три года назад выпустить стабильную форму витамина С, вложить в его продвижение много сил и денег, как на рынке появились недобросовестные конкуренты, предлагающие этот же товар, но по более низкой цене.
– Компании «Рош» не приходилось сталкиваться со случаями фальсификации ее продукции, – говорит менеджер по работе с клиентами компании «Хоффманн-Ля Рош» Дмитрий Нилов, – поскольку мы традиционно уделяем особое внимание регистрации своей продукции. Все виды косметического сырья нашей компании проходят испытания в России и имеют российские сертификаты, разрешающие их использование при производстве косметики.
Немало дешевого и не очень качественного сырья привозят в Россию китайские компании. Производителям косметики приходилось сталкиваться с поставками витаминов от «БАСФ», ввезенных в страну подпольно. Разумеется, такое сырье стоит процентов на 10 дешевле, чем у официального представителя. Однако вступать с нелегалами в судебные тяжбы немецкий концерн не собирается. Возможно, потому что не хочет поднимать вокруг себя шумиху. А может, потому что уже имел опыт взаимодействия с правосудием.
В конце 2001 года Европейская комиссия штрафовала «Рош», «БАСФ», а вместе с ними еще шесть компаний на рекордную сумму в 855 млн. евро за сговор по фиксированию цен на рынке витаминов. Штрафы были также взысканы с французской Aventis – 5,04 млн. евро, бельгийской Solvay – 9,1 млн. евро, немецкой Merck – 9,24 млн. евро, с японских компаний: Daiichi – 23,4 млн. евро, Eisai – 13,23 млн. евро и Takeda Chemical Industries – 37,05 млн. евро.
«Из всех расследованных Еврокомиссией нарушений, связанных с фиксированием цен, «витаминное дело» нанесло потребителям самый большой ущерб» – заявил тогда глава антимонопольной комиссии Евросоюза Марио Монти. По его словам, это объясняется широким использованием витаминных препаратов в самой разнообразной продукции – от сухих завтраков, печенья и напитков до косметики и фармацевтической продукции.
Однако несмотря на этот прецедент представители и «БАСФ» и «Рош» считают свой бизнес достаточно стабильным.
– Прогнозы на будущее у нас самые оптимистические, – говорит Дмитрий Нилов. – Роль активных ингредиентов, в частности витаминов, в косметике будет возрастать. Наверняка появятся новые исследования в этой области и инновационные продукты, обладающие биологической активностью. Думаю, будет расширяться сфера применения витаминов, потому что они имеют очень большой спектр действия и работают на разных уровнях организма: в коже, центральной нервной и сердечно-сосудистой системе. Для примера могу сказать, что витамин PP (он же B3 или ниацинамид) долгое время использовался в фармацевтике, но после того, как было выявлено, что он способствует улучшению микроциркуляции крови в коже, PP стал применяться и в косметике.
В последние годы на рынке появилась тенденция, которую эксперт The Medical Research Council из Великобритании Бекки Лэнг (Beckie Lang) называет «позитивной обеспокоенностью». То есть там, где экономические условия лучше, витаминов потребляется больше. И наоборот, население тех стран, где уровень жизни значительно ниже, а необходимость в дополнительном питании для кожи и организма в целом возрастает, испытывает недостаток в витаминах. С одной стороны, это предоставляет сырьевым компаниям больше возможностей для выхода на новые рынки, с другой – ограничивает их деятельность на европейском пространстве, потому что потребность в витаминах там идет на спад. – Я думаю, отказ от повальной витаминизации, которую Запад уже пережил, в скором времени дойдет и до России, – считает менеджер по продажам компании «БАСФ» Ирина Гвоздева. – Через несколько лет объем рынка синтетических витаминов будет сокращаться. Однако на деятельности нашей компании это вряд ли отразится коренным образом, потому что производство витаминов – лишь один из видов деятельности такого гиганта, как «БАСФ». Новое – хорошо известное старое А пока рынок витаминов существует и успешно развивается, интересно проследить, в каком именно направлении идет движение.
В последнее время при разработке косметики уделяется больше внимания защите от окружающей среды. Появляются комбинированные продукты, сочетающие активные компоненты различной химической природы и воздействующие на разные участки кожи. Если раньше крем для лица обеспечивал только функции, скажем, увлажнения или поддержания водно-жирового баланса, то сегодня его невозможно представить без активных ингредиентов, которые участвуют в обменных процессах. Главная тенденция последнего времени – усовершенствование уже существующих витаминов.
Новые продукты – это новые технологические формы известных веществ, адаптированных под определенные производственные процессы. Пример – химически модифицированный витамин С, который при проникновении в кожу и взаимодействии с энзимами превращается в аскорбиновую кислоту. Или уже упоминавшаяся стабильная форма ретинола. Другое направление развития рынка – использование витаминов в тех косметических средствах, где они раньше не употреблялись. Например, Д-пантенол, традиционно входивший в формулы средств по уходу за кожей и волосами, сейчас активно включается в рецептуры лаков для ногтей, так как прекрасно заживляет и увлажняет кератиновую поверхность ногтя. Кстати, представители сырьевых компаний отмечают ряд модных тенденций в сфере применения витаминов. Так, уже упоминавшийся Д-пантенол, популярный 5–6 лет тому назад, сегодня уступил свои позиции. Если раньше тот же «БАСФ» продавал его в России по 15–17 тыс. т. в год, то теперь не больше 10 тыс. т. Освободившуюся нишу заняли витамины группы В: В6 и никотинамид. Причем их активность обнаружили не сырьевые компании, а производители. Фирма L`Oreal, выпуская шампуни Elseve, проводила массу исследований и пришла к выводу, что витамины группы В могут включаться в рецептуры средств для волос. Объемы продаж этих «фармацевтических» витаминов «БАСФ» и «Рош» начали расти за счет косметического рынка. По мнению специалистов, в ближайшее время мода на витамин С сменится активным использованием стабильной формы витамина А. Если, конечно, за это время ученые не откроют новые, еще более инновационные продукты.